Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет. Всё о любви. Что думают о Дне святого Валентина католики и православные День святого валентина католический или православный праздник

Ни Католическая, ни Православная церкви не отмечают "языческий" "День всех влюбленных", в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина - 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА Новости генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо "Дня влюбленных", имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

"В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны - покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. Это - народная традиция, а не церковная," - сообщил Ковалевский.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, собеседник агентства назвал "не более чем легендой".

По его словам, "в католичестве память святого Валентина является факультативной". "14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник - святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы так же чтим, как и Православная Церковь", - отметил Ковалевский.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Другой представитель Московского патриархата - священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках (по Юлианскому календарю) 14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день "светским праздником".

"Те детали распространяемого "Жития" Валентина, которые дают повод для празднования "Дня влюбленных", являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции", - сказал Дудко.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. "Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным", - пояснил священник.

"Причем, - подчеркнул Дудко, - под "влюбленными" очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью".

Он напомнил, что Церковь благословляет сожительство только в венчанном браке.

"Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли", - сказал Дудко.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению патриарха, как церковно-общественный праздник в России отмечается "День покровителей супружеской любви и верности" - святых Петра и Февронии - 8 июля.

Кроме того, 15 февраля, в праздник Сретения Господня (один из двенадцати главных православных торжеств) Русская Православная церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

День святого Валентина, который ежегодно отмечают 14 февраля, издавна окутан различными тайнами и легендами его происхождения. Одни сторонники праздника влюбленных придают романтическое значение этому дню, другие же расценивают его лишь из коммерческих соображений. Однако все же стоит узнать, откуда мы можем брать истоки и историю всем известной даты.

История Дня святого Валентина

День всех влюбленных или День святого Валентина – это не только праздник романтики, любви и нежности. Как сообщают различные источники, праздник окутан многими легендами, и никто точно не знает, существовал ли святой Валентин и действительно ли он впервые подарил возлюбленной романтическую валентинку.

Священник Валентин

Согласно одной легенде в 269 году н.э. римский император Клавдий II стремился завоевать весь мир, однако для осуществления экспансии ему приходилось собирать сильную армию. Поскольку семейный институт удерживал мужчин от военной службы, император издал указ о запрете женитьбы во время военной службы.

Однако молодой священник Валентин, который еще занимался естественными науками и медициной, не слушал приказы Клавдия II и втайне от всех венчал влюбленных. Когда император узнал об этом, то приговорил Валентина к смертной казни. Но во время ожидания исполнения смертного приговора Валентин в тюрьме влюбился в слепую дочь тюремщика Юлию и исцелил ее.

Перед казнью он оставил ей прощальное послание и подписал его "Твой Валентин". Именно с этим невероятным моментом и проявлением любви связывают и появление Дня всех влюбленных, и обычай дарить валентинки. Священнику отрубили голову, а позже Валентин был канонизирован католической церковью. В 496 году Папа Римский Геласий I объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

Вдохновитель христианства Валентин

Если верить другой легенде, то День Святого Валентина возник как память о христианине Валентине, который был настоящим вдохновителем для других. Во время тайного венчания римских патрициев (представителей коренного римского народа), их всех задержали.


Как представитель высшего класса, Валентин мог избежать казни, но его слуги такой привилегии не имели. Однако им и в дальнейшем продолжали восхищаться и проводить тайные брачные церемонии под его покровом.

Три мученника Валентина

Как сообщают в других легендах и рассказах, возможно, существовало еще как минимум трое мужчин с именами Валентин, которые мученической смертью умерли за христианскую веру.

В наиболее раннем римском хронографе 354 года о них ничего не говорится, но если верить старинным легендам, то все они погибли не позднее 270-го года.

Один из Валентинов был священником и врачом в Риме и погиб в 269 году (времена императора Клавдия II). Второй Валентин был епископом в Терни (Италия) и умер в 197 году. Двое Валентинов, которые умерли мученической смертью за христианскую веру, были похоронены на одном кладбище (вблизи современных ворот Порта дель Пополо в Риме, которые теперь часто называют "воротами Святого Валентина").


Ворота святого Валентина в Риме

Впоследствии останки первого Валентина хранились в одной из церквей Рима, а в 1836 году Папа Римский Григорий XVI передал останки церкви в Дублине, где они хранятся и до сих пор. Останки второго Валентина сегодня находятся в базилике Святого Валентина в Терни – в городе его пасторства.

Третий Валентин жил в Египте примерно в 100-153 годах. Он был ценным кандидатом на пост римского епископа (т. е. Папы) и в своих проповедях превозносил ценности брака как воплощения христианской любви. Об обстоятельствах его смерти и о месте захоронения практически ничего неизвестно.

Языческие корни

Также в некоторых источниках отмечают, что День святого Валентина в христианские времена заменил собой языческий праздник луперкалии (в честь бога Фавна, а по другой версии – в честь богини брака, семьи Юноны), который также когда-то отмечался ежегодно 14 февраля. Эта замена произошла в 496 году по распоряжению того же Папы Римского Геласия I.


День святого Валентина: история возникновения праздника 14 февраля

Но в такой практике нет ничего удивительного, поскольку по такому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Купала, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцестояния (около 25 декабря и 7 июля соответственно).

Покровитель душевнобольных

В Римско-католической церкви святой Валентин официально считается не покровителем влюбленных, а покровителем людей, страдающих нервными заболеваниями. Именно поэтому иконы часто изображают Валентина в одежде священника или епископа, который оздоравливает юношу от эпилепсии или же психических расстройств. Тогда таких людей называли душевнобольными.



Святой Валентин был покровителем душевнобольных


Святой Валентин был покровителем душевнобольных

Согласно церковному преданию, на могиле святого Валентина один юноша, который болел эпилепсией, долго молился и выздоровел.

Исчезновение Дня святого Валентина

Как известно, у римо-католиков есть 16 святых Валентинов и две Святых Валентины. В 1969 году покровитель влюбленных был изъят из календаря святых из-за сомнительного исторического обоснования. Сейчас 14 февраля римо-католики отмечают День Святых Кирилла и Мефодия, которых Папа Римский Иоанн II провозгласил святыми покровителями Европы.

Сегодня УГКЦ отмечает 14 февраля как надвечерье Сретение и чествованием памяти мученика Трифона. В УПЦ также почитается память мученика Трифона, Перпетуи, Сатиры, Саторнилы и других. Считается, что в Западной Европе День Святого Валентина стал широко отмечаться с XIII века, в США – с 1777 года.


День святого Валентина: история возникновения праздника 14 февраля

По последней информации, мощи покровителя влюбленных святого Валентина уже три века подряд сохраняются в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область). Подлинность реликвии якобы подтверждает документ Папы Римского от 1759 года. Как отмечает о. Богдан Добрянский из прихода в Самборе, святой Валентин был покровителем Перемышльско-Самборской епархии.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область)


Мощи святого Валентина в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе (Львовская область)

История возникновения валентинки

Согласно легендам, древний обычай посылать любимым открытки в День святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная герцогом Карлом Орлеанским в 1415 году.

МОСКВА, 14 фев — РИА Новости. День святого Валентина из года в год отмечается в католическом и протестантском мире, однако на сей раз праздник совпал с началом католического Великого поста — Пепельной средой, поэтому вместо признаний в любви и романтических свиданий верующим предстоит покаянно молиться и в буквальном смысле посыпать голову пеплом.

Пепельная среда

Первый день Великого поста у католиков получил свое название от древнего обычая, по которому в этот день во время мессы священник в знак их покаяния наносит на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей, произнося: "Прах ты и в прах возвратишься" или "Обращайтесь и верьте в Евангелие".

Обычай этот имеет ветхозаветные корни: в Библии говорится, что кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак сокрушения и покаяния в грехах. Священники в этот день совершают литургии в фиолетовых облачениях — этот цвет выражает покаяние и надежду на перемену жизни кающихся прихожан к лучшему.

Кроме того, в Пепельную среду принято соблюдать строгий пост. А тем, кто не смог в этот день участвовать в мессе, домашние обычно приносят освященный пепел и посыпают им их головы.

День святого Валентина

Живший в III веке священномученик Валентин, бывший епископом города Интерамны (Терни), почитается не только римско-католической, но и Русской православной церковью, день его памяти — 12 августа. Согласно легенде, с именем Валентина, который якобы тайно венчал влюбленные пары, связана традиция празднования 14 февраля Дня всех влюбленных.

Особенно широко День всех влюбленных отмечается в западном мире католиками и протестантами. С 90-х годов праздник укоренился и в России, правда, среди светских людей. Русская православная церковь дистанцируется от 14 февраля, считая День святого Валентина далеким от церковной действительности.

Что отметить?

По словам директора информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священника Кирилла Горбунова, почитание 14 февраля святого Валентина носит факультативный характер.

"В католической церкви 14 февраля празднуется память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этот праздник выше по рангу, чем воспоминания о святом Валентине, который является скорее местночтимым святым", — отмечает священник.

Однако в этом году католические верующие обойдут вниманием даже Кирилла и Мефодия. "На этот день выпадает праздник, который превосходит по рангу все прочие — первый день Великого поста. Поэтому весь день будет посвящен только вхождению в период покаяния, в пост", — подчеркнул собеседник агентства.

Папа римский — за Валентина

Папа римский Франциск любит благословлять новобрачных на счастливое супружество. А особенно в День святого Валентина. Каждую среду в Рим на аудиенцию к понтифику приезжают влюбленные пары со всего мира. Обязательная часть этой встречи — благословение новобрачных.

В День святого Валентина папа римский старается благословить как можно большее количество пар. А в 2014 году все желающие не смогли вместиться в отведенном для подобных встреч зале аудиенций имени Павла VI.

По желанию самого понтифика торжественное мероприятие в итоге перенесли на центральную площадь Ватикана перед собором святого Петра. Тогда папа римский во время специальной мессы в честь Дня святого Валентина благословил около 20 тысяч влюбленных из 28 стран мира.

Но в этом году понтифику придется отказаться от своего хобби. Согласно традиции, в первый день Великого поста голову папы римского пеплом посыпает один из старейших кардиналов во время богослужения в базилике святой Сабины на Авентинском холме в Риме.

Несмотря на то, что в православной Церкви есть несколько упоминаний о разных святых под именем Валентин, День святого Валентина в православии не признан христианским праздником.

По мнению священников, нет греха в праздновании этого дня, если нет духовного поклонения придуманному миром Валентину.

Смело можно назвать этот день праздником всех влюбленных, дарить любимым и близким цветы, сердечки, конфеты, говорить красивые слова, слать любовные послания - наполнять мир радостью и любовью.

Святые с именем Валентин в православии

Несколько раз в году Церковь вспоминает о святых мучениках с таким именем, но это не имеет отношения к празднику влюбленных. Красивый праздник, наполненный прекрасными атрибутами, несет радость и любовь, но в православном календаре его нет.

Святой Валентин

  1. Православная церковь чтит Валентина Римского, который принял мученическую смерть во время христианских гонений в третьем веке.
  2. Вторым святым, также казненным за веру во Христа, в православной летописи упоминается епископ Валентин, служивший в итальянском городе Интерамны. Время его казни - февраль 14 числа, 270 год.
  3. О третьем мученике Валентине осталось одно упоминание о том, что его казнили в Карфагене в этот же день.
В церковных записях не найдены упоминания о романтической гибели или помощи влюбленным ни одного из перечисленных мучеников.

Хотя, исходя из исторических сведений о Николае Угоднике, когда в биографию Николая Мирликийского по ошибке были внесены данные о родителях священника из Пинар, так же Николая, можно предположить, что история не сохранила точных сведений о Святом Валентине.

Русская православная церковь отмечает день великомученика Валентина, 16 июля - Римлянина, 12 августа - епископа Интерамны.

Русские покровители влюбленных - Петр и Феврония

Альтернативой дню святого Валентина русская церковь предлагает праздник святых Петра и Февронии, которые считаются в православии ангелами - хранителями семейного счастья. Из-за любимой Февронии Петр отказался от власти, будучи князем, за что вместе с любимой был отправлен в изгнании.

Простой народ поднял смуту в защиту любимого князя и его любви к простой девушке. Под давлением народа бояре вынуждены были вернуть на престол Петра и Февронию, которые честно правили и жили в счастье и гармонии.

Читайте о святых:

  • Молитвы святым Петру и Февронии о семейном благополучии

При приближении старости святая пара приняла постриг в разных монастырях, оставшихся в памяти Церкви Давидом и Ефросиньей.

Господь даровал чудо после смерти влюбленной пары, каждый из них умер в своем монастыре, но это случилось одновременно, в одно и то же время. Чудо заключалось в том, что лежавшие в разных местах тела супругов на утро оказались вместе.

С 2008 года в России появился свой русский праздник Любви и семейного счастья, он празднуется 8 июля в честь памяти Петра и Февронии.

Красивые легенды о покровителе влюбленных

Первая легенда приписывает покровительство влюбленным парам святому Валентину Интеранскому, жившему в Италии.

Клавдий Второй, правящий в Германии, собирал свою армию из неженатых мужчин, но таковых оказалось очень мало, ибо все спешили жениться. Тогда Клавдий выдал указ, запрещавший парням жениться до службы в армии.

Втайне от Клавдия Второго интеранский священник венчал любящие сердца, чем и заслужил негодование императора, его решено было казнить.

Помимо церковной деятельности епископ Валентин занимался лечением прихожан, среди них была и слепая девушка Юлия, дочь тюремного сторожа.

Через него епископ, будучи в темнице передал девушке записку с признанием в любви и мазь с шафраном, от которой она прозрела.

Валентин был казнен именно 14 февраля.

Нестыковка этой легенды с действительностью состоит в том, что в третьем веке еще не было обряда венчания.

Даже если молодые получили благословение по христианскому обряду, для императора Клавдия это не имело никакого значения. Третий век символизируется самыми жестокими расправами над последователями Христа.

Римский император Клавдий

По другой версии корни праздника Святого Валентина являются языческими. Церковь не могла смириться с «диким» обрядом жертвоприношения козы и собаки в день почитания братьев Ромула и Рема, которые по предания являются основателями Рима.

Из кожи закланных животных вырезались ремни, с которыми по городу бегали голые юноши и стегали всех прохожих. Считалось, что если кого коснется плетка, тот выздоровеет, а женщина сможет родить, будучи неплодной.

По другой легенде избиение беременных плеткой из жертвенных животных гарантировало рождение здорового ребенка, ведь детская смертность в древнем Риме была слишком высокой.

Фебруа - название ремней, от этого произошел февраль.

Чтобы избавиться от языческого поклонения Ромулу и Рему священники придумали день влюбленных, известного, как праздник Святого Валентина.

По третьей легенде в итальянском городе Терни жил молодой священник Валентин, который помогал людям и особую любовь оказывал детям. Он проводил с детьми много времени, лечил их и учил основам христианства, но об этом узнали римляне и арестовали юношу.

Дети очень скучали по своему наставнику, и каждый день бросали ему в окошко тюрьмы записки со словами любви и уважения. Эти бумажки были прочитаны тюремным сторожем. У старика была слепая дочь, которую он тайно привел к священнику на молитву исцеления, но девушка не прозрела, а молодой священник влюбился в нее.

Перед своей смертью юноша отправил Юлии, так звали дочь сторожа, записку в виде сердечка и вложил цветок - желтый крокус или шафран.

Девушка развернула записку, понюхала цветок и обрела зрение. После этого она прочила на записке «Твой Валентин». Юлия первая назвала тернийского священника святым.

Все легенды относятся к третьему столетию и пронесены через века людьми, которым так хочется счастья и любви.

Никогда человечество уже не установит правды, но легенды рождаются на былях и скорее всего в мире жил Валентин, который умер во имя любви:

  • к Богу;
  • к прекрасной девушке;
  • ко всем людям.

В пятом веке Папа римский озвучил 14 февраля днем Святого Валентина, который со временем превратился в день всех влюбленных.

Традиции празднования праздника влюбленных в разных странах

Началом расцвета этого праздника можно считать 19 век, в это же время коммерсанты всего мира открыли для себя возможность заработать на красивых посланиях. Так появились открытки, духи с посланиями, конфеты с изображением сердца, игрушки и многое другое. Все эти вещи стали называть валентинками.

О других традициях:

В США юноши и девушки устраивали вечеринки, на которых формировались парочки по простому выбору. В корзинке лежали имена присутствующих, написанные на листочках в виде сердечек. Вытягивая валентинку, парень выбирал себе девушку и дарил ей марципан.

Япония славится разнообразными формами шоколада, который в этот день дарят влюбленные друг другу. Это единственный день в году, когда девушка может первой объявить о своей любви.

Незамужние англичанки с утра высматривают птичку, которая принесет замужество. Малиновка предвещала моряка, воробей - бедняка, а вот встреча со щеглом означала мужа богатого.

Французы остаются французами, их валентинки прячутся в ювелирных украшениях.

Многие влюбленные верят, что свадьба, сыгранная в этот день, станет гарантией счастливой жизни. Глубокое заблуждение!

Счастье, мир и покой в доме дарует Бог, если семья живет по Его заветам. Только общая молитва объединяет и делает крепкой семью.

Видео о том, что думает церковь о дне Святого Валентина.

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.

ПЕТР САХАРОВ


Лукас Кранах Старший, «Св. Валентин с жезлом» (1502-03 гг.)

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня – они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween ) - это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом , веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей , которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога , где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу , который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:



Св. Валентин Интерамнский, французская миниатюра XIV в.

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.
Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.
Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.
Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.


Св. Валентин Римский (миниатюра из «Нюрнбергской хроники», 1493 г.)

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе ) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.
Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.


Мощи св. Валентина Интерамнского в селе Ураз (Нижняя Силезия, Польша)

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский – 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340-1400) в его поэме «Птичий парламент»: Зане был день Святого Валентина,

Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун - и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского ).


Якопо Бассано (XVI в.), «Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу»

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний - у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет: С рассвета в Валентинов день

Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака)


Викторианская валентинка

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

«Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах - джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета - приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене – полтора шиллинга за штуку» (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна ).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже – по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710-1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен). \


Английская валентинка 1862 г.

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых.

Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря , сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть - более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный
праздник).


Английская валентинка ок. 1920 г.

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом.

Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще бо льшую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

  • Город Moscovia
  • Вероисповед.: католичество

Разумеется , автор забывает упомянуть, что повсеместно, где сохраняется так называемая экстраординарная форма Римского обряда с присущим ей календарем, 14 февраля мы, как это и делалось всегда, отмечаем память св. Валентина, пресвитера и мученика. День свв. Кирилла и Мефодия, епископов и исповедников (III кл.) отмечается 7 июля. Дата эта, в принципе, условная. Мартиролог издания 1584 года упоминает "В Моравии святых Кирилла и Мефодия епископов, обративших к вере Христовой многие страны с царями их в тех землях", в 9-й день марта. В 1863 г., когда отмечалось тысячелетие прибытия святых братьев в Великую Моравию, епископ Оломоуцкий Фридрих Фюрстенберг с разрешения Папы Пия IX перенес празднование на 5 июля (в том году - воскресенье), мотивируя это тем, что в марте холодно, сыро и вообще Великий Пост, поэтому народу трудно и не слишком подобает собираться на большие торжества. К тому же 6 июля чешские националисты устраивали мероприятия в честь еретика Яна Гуса, которым епископ хотел что-нибудь противопоставить. Эта дата закрепилась в маркграфстве Моравии и королевствах Богемии и Хорватии, откуда вскоре распространилась на словацкие земли - в епархии Банска-Бистрица и Кошице. В энциклике "Grande munus" от 30 сентября 1880 г. Папа Лев XIII распространил празднование свв. Кирилла и Мефодия (с уже закрепившейся датой 5 июля) на всю Римо-Католическую Церковь, а семь лет спустя он же сдвинул дату на два дня позже, дабы не затмевать празднование других святых (думаю, что речь шла о том, чтобы вынести ее за октаву свв. апп. Петра и Павла, которая оканчивается 6 июля, но точно не уверен) - т. е. с намерением прямо противоположным, нежели бывшее у реформаторов, желавших как раз затмить Общие вопросы