Проповедь архиепископа артемия в день отдания праздника пятидесятницы. Отдание праздника пятидесятницы Отдание праздника пятидесятницы что нельзя делать

10 июня с. г., в субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице, в приходе Сретения Господня г. Алена была совершена Божественная литургия.

На этот день приходится отдание праздника Пятидесятницы, т. е. последний день попразднства, отличающийся большей торжественностью богослужения, имея в службе песнопения и молитвы самого праздника. Литургия в этот день более торжественна, чем в дни попразднства, но менее, чем в сам праздник. Молящиеся, еще раз переживая евангельские события Пятидесятницы, словно прощаются с праздником до следующего года.

Под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Святаго Духа на апостолов. Это один из величайших христианских праздников от времен апостольских.

Сошествие Святаго Духа. Из книги протоиерея Григория Дьяченко
«Простое Евангельское слово»

Иисус Христос избрал учеников Своих из бедных и неученых людей; некоторые были рыбаками и жили своим промыслом. Господь повелел им проповедовать Слово Его по всему миру. Они должны были обращать иудеев и язычников, говорить с учеными и мудрыми, с сильными и знатными людьми. Порученное им дело было трудно. Его нельзя было совершить без помощи Божией. И эта помощь была им обещана Иисусом Христом, Который повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. Он обещал им дар чудотворения, знание языков, обещал им Свое постоянное присутствие с верующими.

Дана Мне всякая власть на небе и на земле, сказал Он им. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:18-20).

После этих слов Господь вознесся на небо. Ученики же возвратились в Иерусалим, где и пребывали в горнице на горе Сион в постоянной молитве, с радостью и упованием ожидая обещанного им Утешителя, Духа Святаго. С ними была Матерь Иисуса, некоторые жены, уверовавшие в Господа, и другие верующие.

Наступал день Пятидесятницы. Этот праздник совершался торжественно в Иерусалиме в пятидесятый день после Пасхи. Им воспоминалось дарование Закона Моисею на горе Синай. Дома и синагоги украшались древесными ветвями; множество народа приходило в Иерусалим из всех стран мира.

В Евангелии повествуется, что апостолы молились единодушно в горнице на горе Сион, как вдруг, в третьем часу дня, что соответствует девятому часу утра по нашему времени, сделался великий шум с неба как бы от сильного ветра, и Дух Святый, в виде огненных языков, низшел на каждого из молящихся; все они исполнились Божественною силою и мудростью; все вдруг получили великий дар свыше – знание языков, что должно было облегчить им благовествование всем народам.

Услышав шум, множество людей окружили дом, в котором находились апостолы, – здесь было много иноземцев и много иудеев, живших по чужим землям и приехавших в Иерусалим на праздник. Апостолы вышли к ним и стали говорить с каждым на его родном языке, проповедуя о великих делах Божиих. Все изумлялись этому. Тогда Петр стал объяснять пророчества, в которых предсказано было о пришествии Иисуса Христа, и объявил, что все эти пророчества теперь исполнились, что Христос родился, был распят и потом воскрес, что Он ныне излил на апостолов Своих Духа Святаго. Слышавшие это умилились сердцем и говорили: «Что же нам делать?» Петр отвечал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святаго Духа. Обещание это дано вам и всем, кого призовет Господь. Спасайтесь от сего развращенного рода» (ср.: Деян. 2:37-40). В этот день около трех тысяч человек обратились ко Христу и приняли крещение. Они стали жить вместе с апостолами и имели все общее; постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, т. е. совершали установленное Господом Таинство Евхаристии.

Святая Церковь совершает торжественно память о Сошествии Святаго Духа. Этот праздник называется днем Пятидесятницы, а также днем Святой Троицы. Церкви и дома украшаются древесными ветвями и цветами в память того, что под сенью зеленых кущей праздновали и евреи дарование им Закона. В прославление же новой благодати, излиянной на апостолов, Церковь воспевает: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбце, слава Тебе». По-русски: «Благословен Христос Бог наш, Который явил премудрых ловцов, ниспослав им Святаго Духа, и чрез них уловил вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!»

«Уловил вселенную» значит: привлек весь мир к истинной вере. Слово «уловил» употребляется тут потому, что апостолам, которые были рыбаками, ловцами рыбы, Господь сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков».

Литургия в этот праздник отличается тем, что за ней следует немедленно Великая вечерня с тремя коленопреклоненными молитвами. Следующий за днем Пятидесятницы день называется днем Сошествия Святаго Духа и есть продолжение того же праздника.

В среду 4-й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы , то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В 2010 году этот день выпадает на 5 мая (22 апреля по старому стилю).

Предпразднства этот праздник не имеет. Преполовение празднуется 8 дней ; начиная от среды 4-й и кончая (не исключая и воскресенья) средой 5-й седмицы, когда празднуется Отдание (последний день попразднства, окончание) праздника Преполовения.

В богослужении этого праздника все время говорится о воде: "Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами...".

Церковное предание связывает этот ветхозаветный праздник с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна.
Спаситель вошел в Иерусалимский храм и произнес проповедь, в которой говорил о Себе как о Мессии , в день, когда евреи отмечали Преполовение ветхозаветного праздника Кущей. Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, установленный в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне (народ во время этого праздника поселялся в кущах, шалашах из древесных ветвей). Праздник Кущей тоже имел преполовение, т.е. как бы половину пути от Пасхи до праздника Кущей.

Он продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Последний, восьмой день ветхозаветного праздника Кущей сопровождался следующим обрядом: при многочисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому, у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуия, шесть псалмов. Этим обрядом вспоминалось чудесное напоение евреев в пустыне водою, добытую Моисеем из скалы.

Указывая на этот обряд как на преобразование, Иисус Христос объявил Себя источником истинной воды жизни. Христос в своей проповеди учил, что верующий в Него, наполнившись от Него истинною водою жизни, сам сделается благодатным сосудом, из которого в изобилии изойдут потоки различных даров Духа Божия. "Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой" - сказал Иисус в своей проповеди. На этом евангельском тексте основано все богослужение новозаветного праздника Преполовения.

В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа.

На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями.

22 июня, в субботу 1-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает отдание праздника Святой Троицы – Пятидесятницы.

Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца

Тропарь праздника Пятидесятницы, глас 8

Б лагослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.


Кондак праздника Пятидесятницы, глас 8:


Е гда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых (таковым является праздник Святой Троицы – Пятидесятницы) и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной Литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Греческий аналог нашему отданию – аподосис – переводится с греческого языка как «возвращение».

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета – в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23, 36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и в Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29, 35–39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке – еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно, в XVII веке появляется традиция праздновать отдания дней памяти угодников Божиих, в частности святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, святого мученика-архидиакона Лаврентия, святой мученицы Агнессы.


Святая Троица.

Роспись крипты храма в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время Литургии читаются Апостол и Евангелие дня.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню – это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника – это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно – и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено, по возможности, избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в помощи и врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом описанном святым царем и пророком Давидом «духе сокрушенном»?

И вообще знаю ли я, насколько важен этот завершительный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько подлинна или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на богослужение и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это – прежде всего…


Икона Святой Троицы. Преподобный Андрей Рублев

Троица: в круге Божественного света


День Святой Троицы – один из главных христианских праздников.

Праздник Святой Троицы отсылает нас к рассказу о Сошествии Святого Духа на апостолов: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1–4).

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом, с дарами спасающей благодати для человеческой души. Именно в день Святой Троицы ученики Христовы основали Церковь. А Сошествие Святого Духа на апостолов указывает на краеугольный камень в ее основании – Троичность Бога. Этот образ триединства и воплотил в своей «Троице» великий иконописец Андрей Рублев.


Иконописец духом Божиим

26 июня – день памяти прп. Андрея Рублева, по духу являющегося одним из учеников преподобного Сергия Радонежского.

К сожалению, о самом Андрее Рублеве мы знаем не так уж много. Не знаем точно, когда он родился, хотя исследователи и называют приблизительную дату – 1360 год. Не знаем, как звали его до пострига. Нам даже неведом день его смерти. Предположительно, Андрей Рублев упокоился осенью 1427 года. Такой вывод можно сделать, если опираться на житие игумена Никона, составленное Пахомием Сербом, где говорится, что Андрей Рублев умер вскоре после завершения росписи Троицкого собора и до того, как преставился сам Никон Радонежский, а дата смерти настоятеля Троице-Сергиевого монастыря известна точно – 17 ноября 1427 года. Но не так уж и страшно, что мы знаем так мало фактов из биографии Андрея Рублева – ведь нам хорошо известны основные моменты его духовной жизни.

Известно, что жизнь великого иконописца была крепко связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевым и московским Спасо-Андрониковым. Известно, что в первом монастыре прошли молодые годы инока, там же он принял постриг. Знаем мы также, что художественные умения чернеца Андрея Рублева высоко ценились на Руси и ему поручали расписывать великие соборы: Благовещенский в Московском кремле, Успенский во Владимире, Троицкий в обители Преподобного. Но, конечно, особый подарок человечеству монах-иконописец Андрей Рублев оставил, написав уникальную икону Живоначальной и Нераздельной Троицы. Последователь исихазма, он сумел воплотить в ней безмолвную, пронизанную энергией Божественного света беседу Трех Лиц Святой Троицы.


Три Ангела с Небес спустились

Когда игумен Никон Радонежский, ставший после смерти преподобного Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря, решил украсить новый белокаменный Троицкий собор, воздвигнутый на месте старого деревянного храма, он призвал Андрея Рублева и Даниила Черного не только расписать храм фресками, но и написать большое количество икон для многоярусного иконостаса. Как сообщает Строгановский иконописный подлинник, «преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...» Эта икона должна была расположиться по правую сторону Царских врат.

В основу рублевской «Троицы» лег известный библейский сюжет. Как повествуется в Ветхом Завете, к старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и он вместе со своей супругой Саррой угощал их под сенью дуба Мамврийского, втайне догадываясь, что оказывает гостеприимство Самому Господу. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт. 18, 1–8).

На иконе Рублева нет ни Авраама с Саррой, ни заклания тельца, ни яств. Лишь фигуры трех Ангелов и Чаша в центре стола, а на заднем плане Мамврийский дуб, дом и скала. Икона под кистью Андрея Рублева обрела новый, евангельский, смысл. На место библейского рассказа об Ангелах, спустившихся с Небес дабы сообщить Аврааму благую весть, пришла совсем другая история, символизирующая Новый Завет. И Чаша на столе перестала быть символом обычной трапезы, превратившись в прообраз Евхаристии. Смиренный инок Андрей приоткрыл перед нами Тайну Предвечного Совета, на котором Сын добровольно принимает Чашу с головой тельца. Это образ Жертвы, на которую пошел Христос из любви к людям и которая изменила историю человечества. На смену Троице Ветхозаветной приходит Троица Живоначальная.



Символ Любви и Жертвы

По образному выражению блаженного Августина, постичь Тайну Святой Троицы труднее, нежели вычерпать море ложечкой. Но Андрею Рублеву, похоже, удалось приподнять ее завесу. Впрочем, возможно, каждый из нас, всматриваясь в великое творение инока Андрея, сможет открыть для себя что-то свое.

Но давайте посмотрим на икону внимательным взглядом. Перед нашими глазами предстают три Лица Святой Троицы – на иконе они расположены в том порядке, в каком исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел, сидящий слева, символизирует Бога Отца, второй, в центре иконы, – Бога Сына, и третий, на иконе справа, – Духа Святого. Невольно поражаешься одухотворенности Ангелов: тела их стройны и легки, невесомы.

Ангел, символизирующий Бога Отца, облачен в синее одеяние – это символ Его Божественной, Небесной природы; а светло-лиловый гиматий – верхнее одеяние – свидетельствует о Божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Над Его главою возвышается дом с жертвенником. Это не только жилище Авраама, но и символ Божественного Дома, образ домостроительства. Во всем облике Ангела чувствуется отеческая начальственность: Его глава почти не наклонена, а взгляд обращен к двум другим Ангелам, которые, склонив главы, с почтением внимают Ему.

Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его срединное положение определяется значением второго Лица в недрах Святой Троицы. Над Его главою простирает свои ветви дуб, а облачение соответствует тому, как обычно изображается Спаситель. Нижнее одеяние имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, а синий плащ, свободными складками облегающий стан Ангела, указывает на Его Божественное достоинство.

Голова Ангела наклонена влево, к Отцу. Вся Его поза говорит о готовности пройти до конца полный страданий путь. Ни возражений, ни противоречий, ни сомнений со стороны Сына Божия – только готовность. Неслучайно у этого Ангела в верхнем одеянии присутствует голубой цвет – символ Божественного великолепия. Это означает, что Бог хочет открыть Себя в Иисусе Христе. На хитоне нашит золотой клав – символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. Также клав трактуется как знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя. За Ангелом – дерево, которое не только символизирует Мамврийский дуб из Ветхого Завета, но и образ «древа жизни», путь к которому после изгнания из Рая первых людей велено было заградить.

В Ангеле, помещенном на правой стороне иконы, мы видим образ Святого Духа. Линия Его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего Ангела. Во всем облике видна безоговорочная готовность и преданность, а выражение лица открывает в Нем Утешителя, Который одновременно и умиротворяет, и поддерживает. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее – легчайшего дымчато-зеленого. Как известно, зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Позади Ангела гора – древнейший символ всего возвышенного. В Библии гора – образ «восхищения духа». Недаром же многие знаменательные события происходят на горе: получение Моисеем скрижалей Закона на горе Синай, Преображение на горе Фавор, Вознесение Христа на горе Елеонской.

Все три Ангела держат в руках жезлы, знаменующие Божественную власть. А вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в центр иконы, где изображена Чаша. Святая Троица словно бы находится в едином круге Божественного света.

Перед нами не просто трапеза, но Трапеза Евхаристическая. Стол на иконе не просто символ трапезы вообще – это и жертвенник, и одновременно Престол, Гроб Господень. В рублевской «Троице» Чаша смертная – это залог будущей жизни и свидетельство любви, ради которой Спаситель приносит Себя в жертву.

Особый символ «Троицы» – необыкновенные краски, тот самый небесно-голубой, именуемый «рублевским голубцом». С помощью этой краски Андрей Рублев пытался передать возвышенную Небесную красоту, которая может открыться земному взору.


Молчаливая беседа

Создавая свою «Троицу», молчальник Андрей Рублев сделал акцент на безмолвной беседе, которую ведут три Ангела Божиих, принимая решение. Мы понимаем, что лишь при однозначном согласии всех трех ее участников Бог может спасти этот грешный мир. Но план этот может исполнить лишь Один – Иисус, Сын Божий, а Бог Отец готов принести в жертву возлюбленного Сына Своего ради спасения мира. Разговор идет без слов, и лишь намек на согласие видим мы в том, как левый и средний Ангелы благословляют Чашу. Благословление Чаши Ангелом в середине – знак Его готовности принять на себя жертву: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). На этот подвиг Его вдохновляет Бог Отец, Его лик выражает глубокую печаль. Дух Святой выступает здесь как Утешитель.

Рублевская «Троица» – это иконописное изображение акта величайшей, по учению христианской Церкви, жертвенной любви. И потому, приходя в день Святой Троицы и праздник отдания Пятидесятницы в храм, давайте будем вспоминать слова из блаженного Августина, который призвал всех «верить, что Отец, Сын и Дух Святой являются Единым Богом, Создателем и Правителем сотворенной Вселенной; и что ни Отец не есть Сын, ни Дух Святой не есть Отец или Сын, но что Троица состоит во взаимном общении Лиц и в равносущном единстве» (Блаженный Августин «О Троице», часть 2, кн. 9). И верить в Троицу, Единосущную и Нераздельную.


22 Июня 2019

Сегодняшний день это день отдания праздника Пятидесятницы или праздника Святой Троицы. И многие кто ходит в церковь, часто спрашивают, а что это - Пятидесятница? Непонятное такое название, правда? Пятидесятница означает пятьдесят. В библейской истории, кто знает Библию, в Ветхом Завете был праздник Пятидесятницы, то есть пятидесятый день, когда богоизбранный народ, избавился от плена, вышел из Египта.

И пророк Моисей Боговидец поднимается на гору Синай, где ему чудесным образом является Бог. Он беседует с Богом лицом к лицу, и Бог в лице Моисея дает человечеству Заповеди, Скрижали Завета. Заповеди любви к Богу и вторая скрижаль это заповеди любви к человеку. И говорит, что весь смысл человеческой жизни есть постижение Божественной любви, вхождение в эту любовь. И в этом есть спасение человека.

И вот на пятидесятый день после Пасхи, после Воскресения Христова, все апостолы собрались в Иерусалиме, потому что в этот день приходили в Иерусалимский Храм и все принимали участие в богослужении. Так делали и апостолы. Они жили в горнице, в таком маленьком домике, в этом домике я был, когда совершал паломничество и Иерусалим. Небольшая такая комнатка, небольшой домик, где едва поместится полтора десятка человек. И вот в этой горнице, благодать Святого Духа сошла на апостолов, а в их лице сошла на всех верующих во Христа. И, говоря более глубоко, сошла на нашу Православную Христианскую Церковь. А Церковь это мы все с вами вместе верующие в Бога и отдающие себя Богу. И мы являемся единым, богочеловеческим организмом.

И вот эта благодать Духа Божия, преобразила апостолов. Они простые мужики, работали рыбаками, и вы знаете, когда люди простые, какой у них уровень, какие разговоры и какие у них интересы. И вдруг, они становятся… непостижимыми! Они преображают все вокруг себя. Они возвещают Слово Божие. Да, они слышали слова Христовы, да они пошли за Ним, но они получили Благодать Духа Божия, который преобразила их. Они стали понимать то, что порой непонятно человеческому разуму. Они стали понимать сердцем то, что порой непостижимо для человеческого существа. Вера творит чудеса! И они преобразились и к этому преображению пошли призывать все народы, всю вселенную, весь наш человеческий мир.

Многие верующие даже на своем опыте знают, как меняется человек, когда касается его благодать Божия. Трудно бывает, падаешь, плачешь, стоишь на коленках, а благодать касается сердца и все проходит. Приходишь в храм и ощущаешь такую радость, чувствуешь рядом присутствие Бога, и уже ничего не страшно, и уже никого и ничего не боишься. И смерть, как говорится, не страшна. И таких примеров в Церкви, миллионы. Весь сонм святых. Поэтому мы будем завтра праздновать Собор Всех Святых Богу угодивших.

Вот так благодать духа Божия преобразила нашу землю. Люди стали святыми. Первые христиане называли друг друга братьями и сестрами. Называли христиан святыми и это действительно подлинное их название, подлинное обращение к ним.

И вот сегодня Церковь тоже обращается к нам, святым, призывая нас стать таковыми, каковыми мы должны быть. В Евангелии мы слышали сегодня наставление и в посланиях апостольских, что «вы свет миру, вы соль земли» и мы должны спастись сами, а когда сам спасаешься, вокруг тебя спасаются другие. И смысл нашей жизни, нашего спасения в чем проявляется? В стяжании благодати Духа Божия, как учил Серафим Саровский, а апостол Павел говорит: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас».

Каждый из нас это храм, это маленькая горница эта сионская, где Господь явился ученикам и преобразил их. Каждый человек, его сердце, это престол Живого Бога. Вот об этом напоминает Церковь нам сегодня, а потом праздник Всех Святых, призывает к святости, подлинной христианской жизни, Аминь.

Проповедь произнесена в день отдания праздника Пятидесятницы года 2016-го в храме святителя Николая поселка Берестовица

Сегодняшний день — это день отдания праздника Пятидесятницы или праздника Святой Троицы. И многие кто ходит в церковь, часто спрашивают, а что это — Пятидесятница? Непонятное такое название, правда? Пятидесятница означает пятьдесят. В библейской истории, кто знает Библию, в Ветхом Завете был праздник Пятидесятницы, то есть пятидесятый день, когда богоизбранный народ, избавился от плена, вышел из Египта.

И пророк Моисей Боговидец поднимается на гору Синай, где ему чудесным образом является Бог. Он беседует с Богом лицом к лицу, и Бог в лице Моисея дает человечеству Заповеди, Скрижали Завета. Заповеди любви к Богу и вторая скрижаль это заповеди любви к человеку. И говорит, что весь смысл человеческой жизни есть постижение Божественной любви, вхождение в эту любовь. И в этом есть спасение человека.

И вот на пятидесятый день после Пасхи, после Воскресения Христова, все апостолы собрались в Иерусалиме, потому что в этот день приходили в Иерусалимский Храм и все принимали участие в богослужении. Так делали и апостолы. Они жили в горнице, в таком маленьком домике, Небольшая такая комнатка, небольшой домик, где едва поместится полтора десятка человек. И вот в этой горнице, благодать Святого Духа сошла на апостолов, а в их лице сошла на всех верующих во Христа. И, говоря более глубоко, сошла на нашу Православную Христианскую Церковь. А Церковь это мы все с вами вместе верующие в Бога и отдающие себя Богу. И мы являемся единым, богочеловеческим организмом.

И вот эта благодать Духа Божия, преобразила апостолов. Они простые мужики, работали рыбаками, и вы знаете, когда люди простые, какой у них уровень, какие разговоры и какие у них интересы. И вдруг, они становятся… непостижимыми! Они преображают все вокруг себя. Они возвещают Слово Божие. Да, они слышали слова Христовы, да они пошли за Ним, но они получили Благодать Духа Божия, которая преобразила их. Они стали понимать то, что порой непонятно человеческому разуму. Они стали понимать сердцем то, что порой непостижимо для человеческого существа. Вера творит чудеса! И они преобразились и к этому преображению пошли призывать все народы, всю вселенную, весь наш человеческий мир.

Многие верующие даже на своем опыте знают, как меняется человек, когда касается его благодать Божия. Трудно бывает, падаешь, плачешь, стоишь на коленках, а благодать касается сердца и все проходит. Приходишь в храм и ощущаешь такую радость, чувствуешь рядом присутствие Бога, и уже ничего не страшно, и уже никого и ничего не боишься. И смерть, как говорится, не страшна. И таких примеров в Церкви, миллионы. Весь сонм святых. Поэтому мы будем завтра праздновать Собор Всех Святых Богу угодивших.

Вот так благодать духа Божия преобразила нашу землю. Люди стали святыми. Первые христиане называли друг друга братьями и сестрами. Называли христиан святыми и это действительно подлинное их название, подлинное обращение к ним.

И вот сегодня Церковь тоже обращается к нам, святым, призывая нас стать таковыми, каковыми мы должны быть. В Евангелии мы слышали сегодня наставление и в посланиях апостольских, что «вы свет миру, вы соль земли» и мы должны спастись сами, а когда сам спасаешься, вокруг тебя спасаются другие. И смысл нашей жизни, нашего спасения в чем проявляется? В стяжании благодати Духа Божия, как учил Серафим Саровский, а апостол Павел говорит: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас».

Каждый из нас это храм, это маленькая горница сионская, где Господь явился ученикам и преобразил их. Каждый человек, его сердце, это престол Живого Бога. Вот об этом напоминает Церковь нам сегодня, а потом праздник Всех Святых, призывает к святости, подлинной христианской жизни, Аминь.

СЛОВО ПРОИЗНЕСЕНО